

В этом году исполняется 240 лет со дня образования юридической службы МВД России. Об основных этапах его создания и развития рассказывает начальник Юридического управления Договора МВД России генерал-лейтенант внутренней службы Александр Авдейко.
Уже во времена трех разных государственных администраций велась правовая работа по обеспечению законности и защиты людей, общества и государства.
Благочество — так называли действия правоохранительных органов со времен Кодекса Российской Правды.
19 апреля 1782 г. (8 апреля по старому стилю) — день, когда императрица Екатерина II утвердила «Устав о хорошем порядке, т. е. о полиции».
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет «благополучие» как «юридический термин, начиная с российской кодификации, обозначающий законодательство о мерах безопасности». При употреблении термина «милиция» в петровское время Кобочина не исчезла, а наоборот — под ним подразумевалась вся полицейская сила. Поэтому устав, изданный для управления назначенной полицией, был назван «Хартией хорошего порядка или Полицейским статутом». Он установил единый порядок охраны «добрых дел» по всей империи.
Екатерина II
В связи с этим для нас приобретают новый смысл слова Петра Великого о том, что полиция «есть душа гражданственности и всякого благоустройства и коренная опора безопасности и комфорта человека».
Сегодня добро в качестве полицейской миссии сменилось официальной «полицейской работой», что можно назвать исторической ошибкой. Ведь противодействие злу силой характеризует полицию точнее, чем просто противодействие ему силой. А принуждение к исполнению закона лучше беззакония.
Профессор Императорского Московского университета Иван Тарасов в своем «Очерке науки полицейского права» констатирует, что первая попытка анализа внутригосударственного управления, т. е. науки о полиции, появляется во Франции, которая в этом отношении опережает других стран. Но в этой науке вся деятельность полиции рассматривается не с точки зрения закона и определения его правовых границ, а лишь с философско-исторической точки зрения, исходя из понятия общего блага.
Чуть позже профессор Императорской школы права Николай Белявский в конспектах лекций «Полицейское право (административное право)» обосновывает тезис о том, что наука о полиции по-прежнему является правовой, а «внутреннее управление является деятельным». в двух направлениях:
а) прогрессивная деятельность, направленная на развитие и умножение физических, интеллектуальных и экономических сил населения,
б) охранительная деятельность, направленная на сохранение за нацией всех благ, полученных благодаря современной цивилизации.
Другими словами, деятельность полиции была охарактеризована как приносящая пользу гражданскому обществу в дополнение к предотвращению угроз.
Принятый в 2011 году Федеральный закон о полиции позволил пересмотреть этот опыт и установить исторически наблюдаемую и значимую дату начала исчисления срока юридической службы агентства с изданием Устава полиции, то есть полиции.
Именно Устав полиции, который до создания министерств с военными являлся основным органом, обеспечивающим государственную власть на местах, впервые наделил полицию полномочиями не только разрабатывать законы, но и осуществлять юридическую экспертизу, юридическую информацию. и мониторинг правоприменения; определил, кто будет выполнять работу.
Статья 48 конституции гласила, что «полиция не должна обеспечивать соблюдение закона, если он не был обнародован». В этой же статье указан порядок, в котором «юрисконсульт (
В этой статье была установлена процедура, которая включала «внесение правового акта бортпроводником (должностным лицом — Авт. сообщ.
В этой статье изложена процедура, которая включала «внесение должностным лицом правового акта в книгу с объявлением о необходимости его изменения.
В царствование внука Екатерины II — Александра I была проведена большая реформа (Манифест от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств»), в результате которой были созданы восемь министерств: армии и флота, иностранных дел , юстиция, торговля, народное образование, финансы и внутренние дела. Каждый из них получил постановление, определяющее их задачи. Самым крупным и специализированным было Министерство внутренних дел, которое де-факто занималось внутренним управлением страны и включало в себя полицию.
25 июня 1811 г. в течение 10 лет функционировало Министерство полиции, обладавшее огромными полномочиями по управлению другими министерствами и почти всей государственной машиной.
Разумеется, все эти преобразования были сделаны юристами.


С приходом к власти Александра II был издан указ от 20 июня (2 июля) 1865 г., по которому в Министерстве внутренних дел учреждался юридический консультативный отдел. 2 января 1868 г. указом № 45359 во всех министерствах были введены должности юрисконсультов.
Развитие юридической службы МВД не закончилось после революции 1917 г. Правопреемником полиции МВД стал Народный комиссариат внутренних дел РСФСР. В январе 1919 г. он учредил Юридический отдел, основными направлениями которого были: подготовка законодательных предложений и согласование их с другими отделами в области сотрудничества НКВД с государственными учреждениями, надзор за соблюдением законности в деятельности Наркомата. , консультация юриста.
Последующие десятилетия были периодом постоянных изменений, вызванных различными событиями: Гражданской войной и Великой Отечественной войной, политическими и экономическими изменениями, сложной международной и геополитической обстановкой и другими исторически значимыми событиями и процессами. Юридическая служба, как и вся система органов внутренних дел, неоднократно реформировалась, менялись служебная подчиненность, структура и штатное расписание.
В послевоенный период начался новый период юридической службы органов внутренних дел.
Приказом МВД СССР № 00706 от 19 июля 1946 года в центральном аппарате Министерства был создан юридический отдел и утверждено соответствующее положение. В задачу подразделения входило наблюдение за законностью издаваемых правовых актов в системе МВД СССР и консультирование по правовым вопросам.
В 1957 году было утверждено постановление «О юридическом управлении», согласно которому юридическое управление получило статус самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата МВД СССР, с определенной штатной структурой и основными функциями, которые основе его деятельности по сей день.
После распада СССР Указом Президента № 21 от 15 января 1992 года было восстановлено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Одним из первых стал Приказ № 19 МВД от 29 января 1992 года, в результате которого было создано Управление правового обеспечения МВД России.
Важным этапом в организации и деятельности юридической службы Министерства внутренних дел стала Концепция правовой службы Министерства внутренних дел, утвержденная Приказом № 340 от 23 сентября 1992 года, в соответствии с которой в Министерстве и его подчиненных были созданы правовые группы. органов, интенсивно развивающих нормативную деятельность.
Приказом МВД России от 30.10.1995 № 401 Юридический департамент входит в состав Главного штаба МВД России.
В 1998 году на базе Юридического управления и Международно-правового управления Генерального штаба было создано Главное управление правовой работы и внешних связей МВД России. 23 июля 2001 г. преобразовано в Главное правовое управление МВД России, а 20 ноября 2004 г. — в Юридическое управление МВД России.
Начало 2000-х годов было периодом бурного законотворчества и создания новых правовых механизмов, регулирующих деятельность органов внутренних дел России. Именно тогда была впервые определена дата создания юридической службы, организовано шествие по ней, создан гимн, утвержден геральдический знак, т.е. все атрибуты и скрепы профессионального сообщества людей, ценящих и любящих свою законную работу, почитать ее и привлекать к ней своих последователей.
Огромная роль в развитии юридической службы Министерства и российского права в сфере внутренних дел с начала 1990-х годов принадлежит одному из ее руководителей Валерию Черникову. Его ученики Виктор Воробьев, Владимир Колесников, Татьяна Москалькова и Виталий Комлев также заслуживают большого признания.
После принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на базе Юридического управления МВД России и Управления международного сотрудничества Управления делами МВД России МВД России 21 июля 2011 года был создан юридический отдел, который был назначен высшим подразделением правовой работы в МВД России.
В этот период юридической службе МВД России удалось эффективно регулировать оперативную, социальную и иные сферы законодательства Российской Федерации, затрагивающие интересы органов внутренних дел.
Без учета принятых актов о поправках эта деятельность в настоящее время регулируется 384 федеральными законами, 287 указами президента, 687 постановлениями правительства и 1151 правовым актом МВД России.
Эффективность МВД повысилась с развитием нормативно-правовой базы по борьбе с наиболее опасными видами преступности, особенно с терроризмом, экстремизмом, организованной и международной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, информационными технологиями, а также по предупреждению преступности, общественный порядок и безопасность, безопасность дорожного движения, а также применение следственных мероприятий и административного воздействия.
Юридическая служба также способствовала улучшению криминогенной обстановки: на протяжении нескольких лет снижается количество тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств и актов умышленного тяжкого телесного повреждения, а количество лиц, совершивших уголовные преступления, уменьшилось.
Сегодня в юридических службах МВД России работает более 5000 человек. офицеров, должностных лиц и сотрудников органов внутренних дел, почти половина из них в юридических отделах территориальных органов МВД на районном уровне.
Закон так же стар, как сознательный мир. Конечно, ключевые решения всегда принимались руководителями разного уровня, но они не были переведены в правовые нормы писцами, адвокатами и стряпчими, которые в свое время эти нормы выстраивали. Поэтому нам нелегко найти родоначальников юридической службы министерства. Однако это необходимо сделать для того, чтобы указать на те зерна правового мышления, которые необходимы сегодня, особенно в условиях внешнеполитической ситуации.
Важно поддерживать традицию высокого уровня компетентности сотрудников юридических служб. И здесь необходимо выразить особую благодарность ветеранам службы за помощь, которую они оказывают действующим сотрудникам, и за тот опыт, который является основой для дальнейшего развития правовой системы МВД России.

